318

04 октября 2018 в 18:39

Перемен не надо сидеть и ждать

Первая встреча Главы РС(Я) Айсена Николаева с редакторами республиканских СМИ шла ровно полтора часа и затронула широкий спектр вопросов: от строительства моста до медвытрезвителя, то есть от глобального до социального.

Среди множества вопросов были и два, касающиеся парламентской деятельности, на них и остановимся вначале. Первый касался впечатлений Ил Дархана от начавшейся деятельности шестого созыва парламента и был задан автором этих строк. Историческое пленарное заседание, как известно, состоялось на прошлой неделе и вызвало, разумеется, большой интерес. Айсен Сергеевич сообщил, что присутствовал практически на всех сессиях, что начинали работу того или иного созыва, причем дважды в качестве участника, то есть непосредственно депутата (Николаев избирался во II и III созывы). И всегда они проходили в таком же ключе, вспомнил глава республики: «Пройдет пара пленарных заседаний и все войдет в свою колею». «А пока «старые» депутаты троллят молодых, которым законотворческий процесс в новинку. Все как обычно», — считает Айсен Сергеевич. «В целом впечатления остались позитивные», — резюмировал глава Якутии.
Второй вопрос был от НВК «Саха» и касался деталей перехода («трансформации») Ил Тумэна на профессиональную основу, который был анонсирован Айсеном Николаевым еще летом, 8 июня, с трибуны Госсобрания. Речь шла о среднесрочной перспективе: «Сегодня, чтобы законодательный орган работал эффективно, депутаты должны быть полностью сосредоточены на законотворческой деятельности. В депутатском корпусе нужны юристы, правоведы, способные абсолютно профессионально заниматься разработкой актуальных законодательных инициатив, их сопровождением на уровне Федерального Собрания. Конечно, это не произойдёт в предстоящем созыве. Но к 2024 году надо готовить переход Ил Тумэна на профессиональную основу».
Вероятно, было бы некорректно с его стороны начинать рассуждать публично о формировании седьмого созыва, когда и шестой толком не начал свою работу, не показал еще, так сказать, свои возможности. А потому Айсен Сергеевич акцентировал внимание на двух моментах, тем не менее, перейдя все же на конкретику. «Я предложил рассмотреть и обсудить предложения. Много тех, кто поддерживает, много и мнений против… Мы совершенно не успеваем прорабатывать всё на федеральном законотворческом поле, не формируем федеральную повестку, с точки зрения внесения своих предложений и проектов в комитеты Госдумы. Мы всё время сталкиваемся с ситуацией постфактум, когда тот или иной законопроект уже разработан. Мы пытаемся запрыгнуть в уходящий поезд, где-то удаётся это сделать, где-то не удается». Глава Якутии считает, что если бы Ил Тумэн был профессиональным, то с помощью экспертного сообщества и своего аппарата полностью бы сосредоточился на законотворчестве и готовил законы не только для республики, но и для всей федерации. Системно продвигал их, взаимодействуя с депутатами Госдумы. В качестве положительного примера из парламентского прошлого Николаев привел те времена, когда Ил Тумэн был двухпалатным, а Палата представителей работала на постоянной основе и разработала «тот массив, который лег в основу государственного строительства, как в республике, так и порой на федеральном уровне». «Я считаю, что количество депутатов, работающих на постоянной основе, можно даже увеличить, например, до 25 человек, но чтоб повысилась и эффективность», — отметил глава республики. Он заявил, что его предложения открыты к обсуждению и носят рекомендательный характер.
Как видим, в качестве основной цели поставлена, по меркам дня сегодняшнего, сверхзадача. Во времена деятельности первых созывов энтузиазм, личностная и интеллектуальная мощь якутских парламентариев, действительно, позволили им стать локомотивом федерального законодательства. Но сейчас совершенно иной формат парламентского взаимодействия. И, возвращаясь к транспортным аналогиям, во все время убегающий поезд по определению невозможно попасть, если нет билетов.
Во-вторых, позвольте не согласиться с тем, что инициативы якутского парламента не находят поддержку на федеральном уровне. Якутия по продвижению своих закинициатив к окончанию пятого созыва вышла в лидеры. Если в целом по Российской Федерации процент принятых законопроектов от субъектов РФ в Государственной думе составил 2,4 %, то по нашей республике этот показатель равен 25 %. Семь законодательных инициатив Ил Тумэна в конечном итоге стали федеральными законами. Объективно это серьезное достижение, результат системной работы, начатой, к слову, по отдельным направлениям и четвертым созывом, которое надо наращивать и дальше, в созыве новом, шестом по счету.
…Глава Якутии объявил курс на перемены, которые будут способствовать мощному, прорывному социально-экономическому рывку, способному вывести республику в число развитых регионов. При этом качество жизни якутян, разумеется, должно ощутимо повыситься. И в этой амбициозной цели роль СМИ огромна. Вспомним из истории большого государства, какая информационная поддержка, выражаясь современным языком (а терминологией советской — агитационная пропаганда) сопровождала поднятие целины, строительство БАМа… Какую большую роль (некоторые полагают, что деструктивную) сыграла периодическая печать в эпоху больших перемен, с середины 80-х прошлого века…
Думается, главный инициатор перемен и двигатель «Якутия, вперед!» нашел общий язык и поддержку в журналистской среде, в средствах массовой информации – как частных, так и государственных. Очередное реформирование последних было проанонсировано на этой пресс-конференции по причине, надо понимать, все недостигаемой эффективности. Но каковы ее критерии? Привлечение внебюджетных средств от рекламы и, соответственно, снижение бюджетной нагрузки? Количество подписчиков на одну редакционную душу? Процент отдавших голоса в поддержку власти, читай, правящей партии? Если отталкиваться от оного, то власть как раз-таки должна быть довольна – 9 сентября «Единая Россия» набрала по Якутии, как громко объявила, исторический максимум на выборах в Ил Тумэн – порядка 52%. И это при колоссальной критике со стороны населения в преддверии повышения пенсионного возраста.
Мне думается, основная задача СМИ на сегодняшний день – вовлечь людей в процесс перемен, сделать сопричастность каждого в ускоренное развитие Якутии некой идеологической фишкой на ближайшие годы. Для этого нужны не просто грамотные и исполнительные кадры (в этом как раз дефицита нет), но и люди, способные генерировать свежие эффективные идеи и мотивировать, увлечь коллег к их воплощению. И таковых, на сегодняшний день, в системе госСМИ осталось совсем мало (и изначально-то было немного) – многие предпочли, невзирая на трудности, создавать интернет-площадки — «сами себе СМИ». И эти немногие многие, по моим подсчетам, составили большинство на вторничной встрече с главой Якутии.
Пользуясь случаем, добавлю мысли по поводу информационной политики Госсобрания РС(Я0, перед которой, на мой взгляд, в новом созыве стоит серьезнейшая задача – поменять отношение общества к депутатам. Ни для кого не секрет, что в последнее время практически любая статья, где упоминаются парламентарии Якутии, на интернет-форумах собирает множество злых комментариев (независимо от инфоповода, даже самого позитивного). Я уж не говорю о скандалах, периодически сотрясавших пятый созыв, и вызвавших огромную негативную волну.
Разумеется, прежде всего, парламент и депутаты должны стать более открытыми. К примеру, резонансные темы, волнующие общество, хорошо бы обсуждать непосредственно в стенах Ил Тумэна с участием общественников, экспертов, само собой журналистов и законодателей (и эта идея уже нашла поддержку во время встречи спикера с журналистами в среду). Пусть на следующий же день законы не будут написаны, но «выпустить пар» всегда полезно. Самим парламентариям можно было бы непосредственно на официальном сайте вести свои блоги, напрямую общаться с избирателями и т.д. Вот навскидку два предложения, которых, конечно же, должно быть больше, чтобы переломить в итоге нездоровую ситуацию. На примере сборной России по футболу — и невозможное возможно.
И да, наша газета готова активно участвовать в этом процессе.