Просмотров - 358

28 марта 2017 12:39

«Оборотень» как желанный гость

Много ли мы сейчас знаем о стране, которая некогда завершала алфавитный список из пятнадцати советских республик? Еще меньше знакомы с их театральным искусством, которое, вероятнее всего, серьезно эволюционировало за эти годы.   Шанс на взаимопроникновение культур спустя четверть постсоветского века случился пару лет назад, когда эстонский продюсер Мярт Меос пригласил поставить пьесу «Оборотень» классика эстонской драматургии Аугуста Кицберга нашего, уже сейчас по праву удостоенного блестящих эпитетов, режиссера Сергея Потапова. К слову, на моей театральной памяти приезд в гости к самому режиссеру случился впервые – известно, что Сергей Станиславович в последние годы много и успешно ставит на других сценах – внутри России и за рубежом. Пересказывать спектакль – дело еще менее благодарное и благородное, чем проделать то же самое с кинопремьерой. Если вы успели попасть на постановку 25 и 26 марта в Сахатеатр (в рамках фестиваля «Желанный берег»), то составили свое мнение. Если же нет, то всемирная паутина поможет (хотя и не заменит, разумеется, живого исполнения). Актеры труппы театра R.A.A.A.M. (не являются постоянной труппой, а «нанимаются» продюсером для работы над конкретным спектаклем) развенчали стереотип о медлительных и холодных эстонцах. Сверхдинамичное страстное действо на протяжении двух с лишним часов не оставило в зале равнодушных. «Оборотень» уже сейчас заслуженно взял несколько призов на различных театральных фестивалях. Пользуется он успехом и на своей Родине, где не то в отсутствие своего дома, не то в качестве эксперимента ставится и на открытом воздухе – в старой котельной, на полузаброшенной фабрике у моря… Пьеса написана в 1912 году, события происходят в первой половине XIX века в глуши, на хуторе Таммару, затерянном среди непроходимых лесов. Семья хуторян берет под свой кров сироту… Как и в любом сложносочиненном театральном действе, как ни банально прозвучит, каждый зритель найдет свое. «Хлебом кормили меня, а душа голодала», - упрекает главная героиня Тийна своих приемных родителей. Неприятие обществом людей ярких и необычных – разве это не вечная классика психологического толка? Политолог в вечной связке «своих и чужих» обязательно «отправится» к теме беженцев, наводнивших Европу, фольклорист словит свой кайф в нехитром, но столь знакомом и якутским сельчанам, быту глубинки Таммару, где народные песни подаются (теперь и якутянам) вперемешку со знакомыми звуками хомуса и кругового танца… Меня поразила физическая форма эстонских актеров, включая актрису в возрасте «за 60». Девушки – приемные сестры, играючи делают колесо на сцене, а главный герой Маргус – так и вовсе – на одном кулаке! Добавим сюда народные танцы и забавы в режиме нон-стоп, словом, от драматических актеров (в отличие, скажем, от музыкального театра) я таких кульбитов не ожидала. Классическая история развивается размеренно и логично-сезонно, как и устроена деревенская жизнь. Посевная, сбор урожая, народные гуляния, скудный, но аппетитный крестьянский стол… Абсурдистского, коим, к примеру, напичкана другая великолепная якутская постановка «Шинель» в версии нюрбинского режиссера Юрия Макарова, здесь нет. Есть «потаповщина» - очень выразительная, местами парадоксальная и к месту юморная. И блестящий эстонский актерский ансамбль. В сумме получился Результат. Александра БУРНАШЕВА   Справка1: Режиссер – Сергей Потапов Художник – Эрвин Ыунапуу Композитор Ardo Ran Varres Продюсер – Мярт Меос В ролях: Иво Ууккиви, Пирет Симсон, Кристо Видинг, Кристина Хортензия-Порт, Лиза Пулк, Мари Тамм, Мартин Кыив Театр R.A.A.A.M. организован в 2000 году, это один из первых продюсерских театральных центров Эстонии. Актеры, занятые в «Оборотне», никогда не играли вместе. Последние пять лет R.A.A.A.M. ориентирован на популяризацию эстонского театра за рубежом, расширение международных связей.