Просмотров - 91

17 августа 2017 13:58

Ровно 20 лет назад гудок первого грузового  поезда прозвучал на станции Томмот

16 августа 1997 года на станцию Томмот прибыл первый поезд, и было открыто рабочее движение. Это событие стало большой победой тогдашнего руководства республики, Акционерной компании «Железные дороги Якутии», как заказчика строительства, и всего коллектива транспортных строителей, которые в условиях крайне недостаточного финансирования этой стройки смогли довести дорогу до Томмота. Реалии того времени были таковы, что пять лет потребовалось для того, чтобы довести железнодорожную магистраль  от Алдана до Томмота  протяженностью 81 км. Тогда, как в лучшие годы строительства БАМа стройка шла со скоростью 100 км в год.

Укладка «золотого звена» на станции Томмот, как и в 1992 году на станции Алдан,  была доверена бригаде Николая Прокопюка.

На торжественном митинге  Президент Якутии Михаил Николаев  отметил героический труд строителей, и как бы символически дал старт на Якутск. Но время и обстоятельства опять внесли свои коррективы в реализацию многострадальной Амуро-Якутской магистрали. Только спустя  семь лет, в 2004 году, руководство республики добилось финансирования строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск, и участок Нерюнгри-грузовая – Томмот был сдан в эксплуатацию с запуском  регулярного пассажирского сообщения. Тогда же  было уложено «серебряное звено» на станции Томмот, символизирующее начало строительства железнодорожного участка Томмот — Нижний Бестях.

В настоящее время   участок Томмот – Нижний Бестях находится в стадии незавершенного строительства. В соответствии с актом  от 30 августа 2014 года он передан во временную эксплуатацию Акционерной компании «Железные дороги Якутии». Сегодня в рамках обкатки пути перевозка грузов по данному участку осуществляется посредством оказания услуг локомотивной тяги, поскольку сама станция Нижний Бестях не сдана даже  во временную эксплуатацию. И видимо потребуется еще несколько лет для решения вопросов по достройке линии Томмот – Нижний Бестях и сдачи ее в постоянную эксплуатацию.

Однако, даже в условиях ограниченного использования данного участка,  включение его  в транспортную схему при завозе грузов в республику  при обмелении верхнего течения реки Лена позволило избежать срыва «северного завоза».

За 2016 год свыше  450 тыс. тонн грузов переработано через ст. Нижний Бестях. Проведённый РЭК республики сравнительный анализ транспортных затрат показал, что за счёт использования железнодорожной линии Томмот-Нижний Бестях экономический эффект для Республики Саха (Якутия) в 2015 году составил 557 миллионов, а за прошлый год более 800 млн рублей. Естественно, если линия заработает на полную мощность в режиме постоянной эксплуатации,  экономический эффект станет существенно выше.

Пресс-служба АО «АК «ЖДЯ»